«Жизнь, прожитая набело». К 110-летию со дня рождения Эффенди Мансуровича Капиева – прозаика, литературоведа, публициста.

 

«Перед его памятью - как перед совестью своей».
 Наталья Капиева.

 

Выдающийся дагестанский писатель, чьи произведения, литературоведческие и критические статьи, переводы произведений народов Дагестана вошли в сокровищницу многонациональной советской литературы, - Эффенди Мансурович Капиев родился 13 марта 1909 г. в высокогорном селении Кумух в семье гравера, ювелира. Отец писателя был отходником. Уходя на заработки, всегда брал с собой жену и детей. Еще ребенком Капиев был увезен в степи Ставрополья. Русский язык наравне с лакским стал для него родным. С первых лет жизни "слово" и "песня" двух народов жили в его душе, переплетаясь, срастаясь самыми глубинными корнями.

«Странная судьба выпала на мою долю, как мне с ней быть? Сын гор, я душой и мыслями и всем моим существом - русский человек, и без русского языка, без русской среды нет мне в жизни ничего родного. Не отщепенец ли я?», - писал Эффенди Капиев уже в зрелые годы в одном из своих фронтовых блокнотов. А слова о любви к русскому языку лились из его уст как песня: «О великий русский язык! Стою перед тобой на коленях. Усынови и благослови меня, но не как приблудного, а как найденного сына. Радуюсь, торжествую и люблю. Верен ли я твоим заветам? Точен ли я в своих чувствах и порывах без примеси лжи? Родившись немощным и принадлежа к самому маленькому, затерянному в горах племени, я обрел тебя, и ныне я не сирота. О, как могуча, как светла и задушевна твоя стихия! Прости мои ошибки, если они грубы, прости и заблуждения отцов. Без тебя нет и не было будущего, с тобой мы воистину всесильны!».

В характере, судьбе, творчестве этого одаренного писателя отразились черты, свойственные его поколению, особенно тем его сверстникам - писателям, которым не дано было дождаться конца войны. Их биографии, их подвиги, их труд многому учат, имеют неоценимое значение для воспитания молодежи.

С 1919г. семья Капиевых возвращается в Дагестан и обосновывается в Темир-Хан-Шуре. В том же году десятилетнего Капиева определяют в детский дом, а позже-в школу-интернат для горских детей при Буйнакском педагогическом училище. Летом 1928г. Эффенди Мансуровича принимают на работу преподавателем русского языка в Аксайскую семилетнюю школу.

Становление Капиева как поэта и писателя берет начало с осени 1928г. Несложно это понять тем, для кого «Аксайский дневник» является настольной книгой. Пора пребывания в Аксае оставила значительный след в духовной жизни Эффенди Мансуровича. Молодой учитель Аксайской семилетней школы изо дня в день вел дневник, куда записывал впечатления об окружающих людях, о жизни, свои мысли, наметки будущих произведений, их темы, размышления об учительском труде. Легко и непринужденно читаются: «Мемуары юного педагога», «Дневник учителя», «Дневник юного педагога».

 «Самое важное в жизни - здоровье,
Самое необходимое - ум.
Самое сильное - красота,
Самое приятное - любовь,
Самое красивое - сила».
Запись из дневника Эффенди Капиева от 12 декабря1928г.

События, которые развивались вокруг молодого Капиева, находили отражение в мыслях, а уже потом он делал для себя открытия, чаще горестные. Так однажды он сделал вывод, что жизнь несовершенна. Не все в этом мире совершается по законам логики и наилучшим образом.

Впервые Капиев увидел лицо смерти, когда его, молодого учителя, отправили из Аксая в район за жалованьем, которое учителям не выплачивали несколько месяцев. Чтобы не сбиться с пути, он шел пешком вдоль железной дороги.

«Грозный, чудовищный локомотив застал меня на мосту врасплох. За спиной ощущал я мощное дыхание. Рассуждать было поздно. Погиб, пропал! Так вот как мне суждено было умереть. Не бежал, летел я через шпалы: вот-вот почувствую удар по спине, и это будет моя последняя секунда в жизни. Вот-вот скоро конец моста, шаг, еще шаг в сторону Толчок. Стремительно падаю в бездну - смерть, значит, такая? Ну-ка, попробую поднять глаза, может быть, и мертвые чувствуют, видят? Что это? Сон?» - писал в дневнике Капиев уже после этого случая.

При падении он вывихнул ногу. Долгие дни в постели, душевное потрясение, одиночество, вынужденная бездеятельность, непереносимая для кипучей натуры! Впервые он задумывается о жизни и смерти, о назначении человека на земле, о конечности человеческого бытия. «Жизнь кончена!» - понимает он. Эта мысль потрясает его. «А жизнь ужасно коротка! Вот минуту тому назад я был моложе, чем сейчас. Одной минутой ближе к смерти. Человек живет лишь мигами - как кинолента запечатлевает движение. Прошлое, начиная с секунды, когда я открыл рот, чтобы сказать "прошлое", сгорело, уже больше никогда этого мига не будет… А будущее темно, оно лишь в воображении, и лишь по аналогии я могу судить о нем. Я живу только ударами сердца. Каждый миг, когда я чувствую, приложив руку к груди, его удар, - это и есть мое настоящее. Что было до этого, уже исчезло, прошло, сгорело. А что будет после - посмотрим», - размышлял молодой Капиев. И только через десять лет он задумается о том, что и жизнь, и смерть - это неизбежное. К смерти надо привыкнуть также как и к жизни и воспринимать как должное. К этому времени страх перед смертью был полностью переборен, а сама смерть воспринималась как естественное явление.

Незадолго до своей смерти Капиев закончил работу над книгой «Поэт». «Это цикл этюдов, писанных с натуры. В книге не происходит никаких событий. Автор поставил перед собой дерзкую задачу: показать через поэта прозу жизни, ее течение и будничный колорит. Автор стремился не столько показать личность поэта, сколько постичь в нем душу своего древнего горского народа на фоне того нового быта, что дала ему революция», - делился своим мнением о книге сам Эффенди Капиев.

Уже перед войной отдельные новеллы из книги публиковались в «Молодой Гвардии». Первые отзывы читателей были положительными. Положительными были и рецензии на новеллы в «Литературной газете». В 1943г. Капиев вновь возвращается к книге, перерабатывает ее так, что книга приобрела особую остроту и актуальность.

Но самый первый его рассказ «Приговор приводится в исполнение». Это было одно из первых произведений в Дагестане, посвященное теме женской судьбы. Сюжет рассказа основан на подлинных событиях. Капиев сам был свидетелем развития взаимоотношений главных героев своего рассказа: Мурзы и Хадий. Тупой, самодовольный, со звериной жестокостью, эгоистичный Мурза угнетает молодую супругу Хадий, беззащитную сироту, которую он обратил в рабыню.

По ложному доносу за данный рассказ в апреле 1929г. Капиева арестуют. Это было "мутное " время, когда антисоветские мотивы искали там, где их не было и быть не могло. И только через год оправдают и освобождают из-под ареста. Но он уже не возвращается в Аксай, а поступает в Ленинградский машиностроительный институт, учебу в котором впоследствии из-за болезни приходится прерывать.

7 марта 1931г. в газете «Красный Дагестан» печатают отрывок из рассказа «Приговор приводится в исполнение».

С 1930г. Эффенди Капиев работал в редакции кумыкской газеты «Товарищ» («Елдаш»), а также ответственным секретарем журнала «Социалистическое строительство Дагестана».

С начала 1932г. становится ответственным секретарем Дагестанской ассоциации пролетарских писателей.

В преддверии Первого Вседагестанского съезда писателей в 1934г. Эффенди Капиев собирал и сплачивал литературные силы Страны гор. И уже на самом съезде его включили в состав Правления Союза писателей Дагестана и избрали делегатом Первого съезда писателей СССР.

С 1935 год Капиев работал в редакции газеты «Молодой ленинец» в г. Пятигорске.

В декабре 1940 г. Президиум Верховного Совета ДАССР награждает его Почетной грамотой.

С января 1942 г. Эффенди Мансуровича командируют в действующую армию на Южный фронт, в Ставропольскую кавалерийскую дивизию, а уже

осенью 1942 г. - в качестве специального корреспондента газеты «Дагестанская правда» в действующую армию под Моздоком.

О том, что Капиев был незаурядным военным корреспондентом, свидетельствуют сегодня дневниковые записи, которые он делал на фронте, а после смерти писателя вышли в издании «Фронтовые очерки». «На войне всем плохим чувствам есть великая трата. А лучшие, такие, как нежность, любовь, щедрость не имеют простора, поэтому и много этого чувства остается при людях свежими, и люди выглядят прекрасными, чистыми перед лицом смерти», - размышлял в те годы Капиев. Доброта, любовь, сострадание, дружба оказались сильнее жестокости войны, сильнее смерти. Уже в первом фронтовом блокноте Капиев запишет: «Больше всего поразило то, что люди не боятся смерти. Тут тебе ад и снаряды, а люди заботятся друг о друге, а самим хоть бы хны», «Все смешно перед тем, что вы делаете, друзья мои, воины!», «Какие ребята! Какие прекрасные ребята на войне!», «Наши бойцы святые, ну, святые по сравнению со всеми солдатами мира!».

"Тружениками войны" называет Капиев ребят, и вызывают они в нем чувство восторженного удивления, которое переходит в великую гордость. В этих его кратких фразах глубокое понимание происходящего.

«Нас было девятнадцать человек, никому нет старше восемнадцати лет. Сейчас нас ведут убивать. Отомстите за нас»
(Надпись на стене).

Или:

«На поле боя санитарка, маленькая девушка, вся в поту, тащит раненого.
-Как тебя зовут?
-Э, забыла. Хоть убей!»

Вот еще:

«-Кто ты? (Умирающему раненому бойцу у дороги).
-Русский, - прошептал боец, и это было его последнее слово».
Он умер. Это был, по всему видимому, азербайджанец, но он прошептал: «Русский».

Каждая из записей «Фронтовых очерков» свидетельствует об огромных моральных победах, какие изо дня в день должны были одерживать над собой люди, чтобы выстоять, утвердить свое достоинство, взять верх над врагом. Таким предстал перед Капиевым "советский боец"- поразительные характеры, беспримерная твердость духа, героические поступки, которые так повседневны, так массовы, что над их героичностью никто даже не задумывался.

Вот как высказывалась о фронтовом дневнике мастера его супруга Наталья Капиева: «Фронтовые блокноты Капиева - не только страницы его ненаписанной Главной книги. Это дневник его «я». Здесь он сам. Его мужество и слабость, его сильный дух и раненное страданиями родины сердце.

Неподкупно правдиво, бесстрашно, порой сбивчиво, порой повторяясь, иногда наивно вел он свои записи, овладев при этом труднейшим искусством - оставаться самим собой. Нет в его записных книжках ни желания покрасоваться, ни страха перед судом читателя, ни утаенных чувств».

Он ушел из жизни в самом расцвете своих творческих сил, прожив неполных тридцать пять лет, выражаясь его словами, "на подступах к великому свершению". 27 января 1944 г. после неудачной операции (за год тюрьмы в 1929г. он заработал язву желудка) в Пятигорском госпитале № 5430 он скончался на операционном столе, не приходя в сознание.

Память об этом непростом человеке увековечена на его Малой Родине: его именем наименовали Лакский государственный музыкально-драматический театр, в городе Буйнакске установили мемориальную доску на стене дома, где Капиев долгое время жил и творил, а в городе Махачкала его именем названа улица и одна из школ, также сооружен памятник-бюст Э.Капиеву по проспекту Расула Гамзатова, перед зданием Министерства культуры РД.

В далеком городе Пятигорске на могиле Эффенди Капиева памятник работы Муэддина-Араби Джемаля.

«Серый песчаник горской стелы опоясан бронзовой лентой кубачинского орнамента. Бронзовый барельеф-портрет Эффенди в полупрофиль с тесно сомкнутыми губами, с крутой прядью волос, припавшей ко лбу. На тыловой стороне надгробья бронзовая доска», - писала Наталья Капиева в книге «Жизнь, прожитая набело».

На бронзовой доске высечена надпись с изречением Капиева: « Родина, ты одна бессмертна, как мать. Пусть молодость моя откликнется в твоем доме!